В
данной книге изложены основные теории психотерапии. Книга имеет четкую
структуру: каждая глава содержит краткую биографию исследователя, основные
теоретические концепции, психотерапевтические методики и случаи из практики.
Авторы дали беспристрастное описание каждого подхода, одновременно стремясь к
доступному, полному и точному изложению. Данная книга адресована широкому кругу
читателей, интересующихся проблемами психологии, психотерапии и
консультирования. Она может быть рекомендована в качестве учебного пособия для
студентов соответствующих специальностей, которое подготовит их к дальнейшей
работе с оригинальными источниками этих теорий.
Эта антология отражает все разнообразие и богатство
психотерапевтических подходов. Ее редакторы выполнили уникальную работу —
составили своеобразную карту современной психотерапии. 81 автор, каждый из
которых внес заметный вклад в развитие этой области, рассказывают о своем
представлении о природе и практике психотерапии, о тонкой взаимосвязи между
теорией и личностью психотерапевта, о возможности сочетания различных подходов.
Студентам и начинающим психотерапевтам книга
предоставит драгоценную возможность понять психотерапевтический процесс, а для
опытных психотерапевтов послужит уникальным источником информации о современном
положении в области, которой они занимаются.
«Психотерапевтическая
энциклопедия» — первая в отечественной практике попытка энциклопедического
описания теории, методологии и истории психотерапии. В состав энциклопедии
вошли статьи, содержащие характеристики важнейших школ и направлений
психотерапии, описания различных методик и технических приемов. Энциклопедия не
только отражает историю и классику психотерапии, но и фиксирует современный
этап ее развития в России и в зарубежных странах. Над составлением энциклопедии
трудились одни из ведущих психологов и психотерапевтов нашей страны.
Данное учебное пособие для студентов
высших учебных заведений, которые обучаются по специальностям
«Психология» и «Социальная педагогика» признано одним из лучших среди
поданных на конкурс, организованный Международным Фондом «Возрождение» в
рамках программы «Трансформация гуманитарного образования в Украине».
Рекомендуется Ученым советом
факультета психологического консультирования Московского городского
психолого-педагогического института в качестве учебного пособия для студентов
высших учебных заведений и факультетов переподготовки и повышения квалификации,
специализирующихся в области психологии, психотерапии и консультирования.
Рекомендуется Учебно-методическим
объединением по высшему медицинскому образованию в качестве учебного пособия
для последипломного медицинского образования.
Занятия драмой - это воздействие на
память, волю, воображение, чувство, внимание, мышление. Они помогают
развить логику, владеть своим телом и не стесняться его, освободиться от
внутренних зажимов, воплотить через игру несбывшиеся идеи и мечты. Речь
идет не о подготовке к профессиональной актерской карьере, но о
`проверке действием` множества межличностных взаимодействий: я и
товарищи, я и другой, я и родители, сильный и слабый, враг и друг...
В издании представлена авторская методика `Драма. Импровизация.
Дилемма`, дается `пошаговое` описание ее использования на практике,
приводятся более ста театральных и психологических этюдов, упражнений,
заданий.Рекомендуется преподавателям драмы, психологии, педагогики,
работникам неформального образования, специалистам в области групповых
методов тренинга.
В
России проявляется возрастающий интерес к Нейро-Лингвистическому Программированию. Поскольку НЛП возникло и развилось в
Соединенных Штатах, некоторые из его предпосылок, по историческим причинам,
отличаются от сложившихся в России. Это может привести к недоразумениям, вследствие
различий в языке, в культуре и, прежде всего, в эпистемологии (правила, на
которых основаны убеждения людей).
Но именно эти различия
подсказывают новые возможности. Чтобы оценить эти возможности, читатель,
встретившийся в этой книге с непонятными местами, может рассматривать эти
различия, поставив перед собой вопрос: «Каковы должны быть
опыт, восприятия и предпосылки автора, чтобы это утверждение имело смысл?»
Задавая этот вопрос и смело следуя найденным ответам, вы получите основу для
успешного применения описанных в этой книге стратегий и подходов.
Джон Гриндер выразил это словами: «Можно
надеяться, что наш труд стимулирует критическую оценку этих трудностей, и что
русские применят свои общеизвестные блестящие способности, выбрав предположения
и средства, наиболее подходящие к современному русскому обществу –
приобщая русскую душу к западной технике, содержащейся в НЛП».
Книга включает две самые известные работы выдающегося
отечественного ученого, признанного
авторитета в области патопсихологии Сусанны Яковлевны Рубинштейн (1911—1990).
«Экспериментальные методики патопсихологии» —
методическое руководство по применению экспериментальных методик
исследования психики человека (сенсомоторной сферы, внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы). Приведено
подробное и исчерпывающее описание 34 практических методик, изложены принципы
построения экспериментальных методик патопсихологии и роль экспериментального
метода в изучении психики здоровой и отклоняющейся личности.
В работе «Психология умственно отсталого школьника»
рассматриваются своеобразие психического развития такого ребенка,
особенности познавательных процессов в формировании личности.
Книга снабжена необходимым рабочим материалом (бланки,
протоколы, цветной и черно-белый стимульный материалы), данным в приложениях.
Для психологов,
психиатров, дефектологов, невропатологов.
Понятие «состояние» в настоящее время
является общеметодологической категорией Изучение состояний стимулируется
потребностями практики в области спорта, космонавтики, психогигиены, учебной и
трудовой деятельности. В самом общем плане «состояние» обозначает
характеристику существования объектов и явлений, реализации бытия в данный и
все последующие моменты времени. Книга посвящена нормальным состояниям человека
при бодрствовании (состояние сна не рассматривается). Предназначена психологам,
физиологам, педагогам и студентам, обучающимся по специальности «Психофизиология».
В руководстве излагаются основные
принципы и методические приемы патопсихологии. Приводятся сведения о наиболее
часто применяемых методиках исследования памяти, внимания, сенсомоторики,
уровня и особенностей протекания мыслительных процессов, личностных свойств. В
разделах, посвященных вопросам патопсихологической семиотики, дается
характеристика данных, получаемых при обследовании больных шизофренией,
маниакально-депрессивным психозом, эпилепсией, олигофренией, старческим
слабоумием, пресенильными психозами (деменциями), церебральным атеросклерозом,
алкоголизмом, с последствиями черепно-мозговой травмы, пограничными
нервно-психическими расстройствами, психическими заболеваниями детского и
подросткового возраста. Обсуждаются вопросы валидности па-топсихологических
методик в нозологической психиатрической диагностике.
Для врачей психиатров, невропатологов,
наркологов, медицинских психологов, дефектологов, юристов, а также для более
широкого круга читателей, интересующихся вопросами психиатрии и психологии.
Может служить учебным пособием для студентов медицинских вузов, психологических
отделений педагогических институтов.
Клиническая
психология в настоящее время является самой востребованной обществом областью
психологической науки. Смена названия с медицинской психологии на клиническую
отражает начавшийся в последнее десятилетие процесс ее интеграции в мировую
психологию, процесс, который сопровождается дискуссиями о методах и программах
подготовки клинических психологов, а главное о том - в какой форме психологи
могут принимать участие в психотерапии. Бесспорным па сегодняшний день является
признание того, что клиническая психология должна в полном объеме входить в
программу подготовки психотерапевта.
В
настоящей хрестоматии представлены работы ведущих отечественных психологов по
проблемам клинической психологии и психотерапии, а также статьи зарубежных
авторов, посвящение психологии посттравматического стресса. Хрестоматия
предназначена для студентов, аспирантов и преподавателей факультетов психологии
и медицинских вузов.
В учебнике на основе большого фактического материала, полученного автором, сотрудниками психологического факультета МГУ и другими отечественными патопсихологами, излагаются важнейшие теоретические и прикладные проблемы патопсихологии, проведен критический анализ положений зарубежной психологии. Дается исторический обзор развития патопсихологии, большое внимание уделяется принципу построения патопсихологического исследования психически больных, роли психолога в решении диагностических, экспертных и психокоррекционных вопросов, представлена систематизация нарушений личности и познавательной деятельности.
В учебном пособии представлены
фундаментальные положения «Психологии ощущений» - важного раздела курса «Общая
психология». Раскрыты новейшие данные в области сенсорных процессов: роль
деятельности в процессах построения психического образа, обобщенный вид
основного психофизического закона, теория обнаружения сигналов,
дифференциальная психофизика и её предмет.
Исходная информация была найдена в различных изданиях. В частности,
использовались справочники:Современный словарь иностранных слов. М.: Русский
язык, 1992;Психология: Словарь. Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.
М.: Политиздат, 1990;Психологический словарь. Под ред. В.В.Давыдова,
А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова и др. М.: Педагогика, 1983;Peters U. Worterbuch
der Psychiatrie und medischinischen Psychologie/ Munchen: Urban &
Schwarzenberg, 1984;Dorsch F. Dorsch Psychologisches Worterbuch, Bern,
1982;Философская энциклопедия. В 5-ти тт. Под ред. Ф.В.Константинова. М.: Советская энциклопедия, 1960-1970Философский энциклопедический
словарь. Под ред. С.С.Аверинцева, Э.А.Араб-Оглы, Л.Ф.Ильичева и др. М.:
Советская энциклопедия, 1984;Современная западная философия. Сост.
В.С.Малахов, В.П.Филатов М.: Политиздат, 1991;Словарь античности. Пер. с
нем. М.: Прогресс, 1989и др.;а также периодические издания:Вопросы
психологии;Психологический журнал;Вестник МГУ. Серия 14. Психологияи
др. Автор будет благодарен всем, кто сообщит ему о своем мнении по
поводу словаря и предложит новые темы для отражения в нем.
Задача книги —
показать читателю возможности решения вопроса об уровне и норме
психологического развития конкретного человека. Главные вопросы — что, как и почему изучать для характеристики
психической реальности человека —
обсуждаются в этом практикуме.
Книга адресована студентам вузов, может быть полезна учителям,
врачам, юристам, психологам.
В основе пособия -
«деятельностная» теория учения, изложение ее сопровождается различными
практическими ситуациями. Приводятся возрастные особенности младших школьников;
рассматривается учение как один из видов деятельности; выявляются его мотивы,
зависимость усвоения от интеллектуального развития ребенка; обозначены пути
формирования логических приемов мышления.
Учебное пособие можно
рекомендовать также студентам педвузов.