Логопед для ребенка необходим в тех случаях, когда у малыша
наблюдаются проблемы с произношением, письмом. Нарушения речи могут
проявляться в любом возрасте ребенка. Чем раньше выявлена речевая
патология и своевременно проведена коррекция речи, тем меньше проблем с
произношением будет в будущем. Профилактика нарушений является главной
задачей как для логопеда, так и для родителей детей дошкольного и
школьного (младшего) возраста.
Мы перечислили лишь основные нарушения речи. Они наиболее часто встречаются и о них просто необходимо знать всем родителям. От
того в какой обстановке растет ребенок, как часто родители занимаются с
ним, общаются, зависит скорость развития его речи. Нельзя научиться
говорить правильно очень быстро, порой на занятия уходят несколько лет.
Норма варьируется в зависимости от возраста ребенка.
В год малыш
употребляет 3-4 слова, он понимает некоторые слова и начинает
соотносить с определенными предметами. Понимает жесты, простые
инструкции.
Когда малышу уже два года, то он может формировать
предложения из 2-3 слов. Он также способен понимать и выполнять
двухступенчатые инструкции. Его словарный запас достигает пятидесяти
слов. Если между 2-3 годами у ребенка так и не сформировалась
элементарная фразовая речь, значит, уже нужен логопед для ребенка, так
как темп речевого развития может отставать от нормы. В три года малыш
умеет правильно связывать различные слова и формировать целые
предложения. Для общения он использует уже сложные фразы и падежные
формы. Ему без труда даются и простые предлоги, такие как «за», «с»,
«на», «под», а также союзы «потому что», «когда», «если».
К
четырем годам ребенок пользуется сложноподчиненными и сложносочиненными
предложениями, а также сложными предлогами. Уже осваиваются и свистящие
звуки: з, с, ц.
В пять лет в речи малыша появляются звуки «р»,
«л». В этом возрасте ребенок знает весь обиходны словарь. Лишь в
сложных, малознакомых словах он допускает ошибки.
Если к этому
возрасту речь малыша значительно отличается от норм, то логопед для
ребенка уже просто необходим. Иногда родители настолько привыкают к речи
своего ребенка, что не замечают большинства проблем в развитии
произношения малыша. В частности, когда в семье один ребенок, то мамам и
папам не с кем сравнивать речь ребенка. Таким образом, речевые ошибки
запускаются.
По этим причинам логопед для ребенка необходим
ежегодно, начиная с трех лет. Хотя бы в профилактических целях. Однако
бывают случаи, когда ребенок и к двум годам еще не начал произносить
свои первые слова, в таком случае обратиться к специалисту нужно раньше. Каким
образом родители могут воздействовать на правильность речи ребенка?
Безусловно, роль матери в развитии речи ребенка важна и переоценить ее
невозможно. Существует огромное множество книг, на страницах которых
предлагаются советы в помощь родителям. Как правило, такую литературу
родители ищут самостоятельно, но если возникают трудности с поиском
материала, то всегда поможет специалист.
Нередко нужно всего лишь заострить внимание ребенка на
произношении, подтолкнуть к правильному варианту, и положительный эффект
гарантирован! Однако случается, что малышу нужно развивать
артикуляционную мускулатуру. В этом ему поможет специальная
артикуляционная гимнастика. Позанимайтесь с ребенком месяц. Если
положительного результата так и не будет, то вам нужен логопед для
ребенка. Потому что все последующие самостоятельные попытки коррекции
произношения могут и вовсе навредить. Например, отбить желание
заниматься или закрепить неправильное произношение.
Важно, чтобы
родители сами правильно произносили слова. Ведь ребенок часто копирует
родителей. Лучше придерживаться определенных правил:
- нельзя подражать детской речи. Не «сюсюкайте» и не искажайте звуки; - стремитесь сделать свою речь максимально четкой, эмоциональной и выразительной, плавной и в выдержанном темпе; - в общении старайтесь не перегружать речь сложными словами. Пусть слова будут простыми и понятными малышу; - во время чтению книжек ребенку, объясняйте ему все сложные слова в доступной форме. Желательно проиллюстрировать свои слова; - задавайте ребенку конкретные вопросы и не торопите его с ответом; -
ни в коем случае не наказывайте малыша за речевые ошибки, не
передразнивайте и поправляйте только в спокойной форме, без раздражения; - читайте ребенку больше стихотворений, которые соответствуют его возрасту; - развивайте с малышом слуховое внимание; - важно разрабатывать артикуляционный аппарат и мелкую моторику.