Выделяют несколько видов дефектов речи:
- ЗРР (задержка речевого развития);
- ОНР (общее недоразвитие речи);
- ФиФН (фонетические и фонематические нарушения);
- дизартрия;
- заикание;
- дислалия.
Мы перечислили лишь основные нарушения речи. Они наиболее часто встречаются и о них просто необходимо знать всем родителям.
От того в какой обстановке растет ребенок, как часто родители занимаются с ним, общаются, зависит скорость развития его речи. Нельзя научиться говорить правильно очень быстро, порой на занятия уходят несколько лет. Норма варьируется в зависимости от возраста ребенка.
В год малыш употребляет 3-4 слова, он понимает некоторые слова и начинает соотносить с определенными предметами. Понимает жесты, простые инструкции.
Когда малышу уже два года, то он может формировать предложения из 2-3 слов. Он также способен понимать и выполнять двухступенчатые инструкции. Его словарный запас достигает пятидесяти слов. Если между 2-3 годами у ребенка так и не сформировалась элементарная фразовая речь, значит, уже нужен логопед для ребенка, так как темп речевого развития может отставать от нормы.
В три года малыш умеет правильно связывать различные слова и формировать целые предложения. Для общения он использует уже сложные фразы и падежные формы. Ему без труда даются и простые предлоги, такие как «за», «с», «на», «под», а также союзы «потому что», «когда», «если».
К четырем годам ребенок пользуется сложноподчиненными и сложносочиненными предложениями, а также сложными предлогами. Уже осваиваются и свистящие звуки: з, с, ц.
В пять лет в речи малыша появляются звуки «р», «л». В этом возрасте ребенок знает весь обиходны словарь. Лишь в сложных, малознакомых словах он допускает ошибки.
Если к этому возрасту речь малыша значительно отличается от норм, то логопед для ребенка уже просто необходим. Иногда родители настолько привыкают к речи своего ребенка, что не замечают большинства проблем в развитии произношения малыша. В частности, когда в семье один ребенок, то мамам и папам не с кем сравнивать речь ребенка. Таким образом, речевые ошибки запускаются.
По этим причинам логопед для ребенка необходим ежегодно, начиная с трех лет. Хотя бы в профилактических целях. Однако бывают случаи, когда ребенок и к двум годам еще не начал произносить свои первые слова, в таком случае обратиться к специалисту нужно раньше.
Каким образом родители могут воздействовать на правильность речи ребенка? Безусловно, роль матери в развитии речи ребенка важна и переоценить ее невозможно. Существует огромное множество книг, на страницах которых предлагаются советы в помощь родителям. Как правило, такую литературу родители ищут самостоятельно, но если возникают трудности с поиском материала, то всегда поможет специалист.
Нередко нужно всего лишь заострить внимание ребенка на
произношении, подтолкнуть к правильному варианту, и положительный эффект
гарантирован! Однако случается, что малышу нужно развивать
артикуляционную мускулатуру. В этом ему поможет специальная
артикуляционная гимнастика. Позанимайтесь с ребенком месяц. Если
положительного результата так и не будет, то вам нужен логопед для
ребенка. Потому что все последующие самостоятельные попытки коррекции
произношения могут и вовсе навредить. Например, отбить желание
заниматься или закрепить неправильное произношение.
Важно, чтобы
родители сами правильно произносили слова. Ведь ребенок часто копирует
родителей. Лучше придерживаться определенных правил:
- нельзя подражать детской речи. Не «сюсюкайте» и не искажайте звуки;
- стремитесь сделать свою речь максимально четкой, эмоциональной и выразительной, плавной и в выдержанном темпе;
- в общении старайтесь не перегружать речь сложными словами. Пусть слова будут простыми и понятными малышу;
- во время чтению книжек ребенку, объясняйте ему все сложные слова в доступной форме. Желательно проиллюстрировать свои слова;
- задавайте ребенку конкретные вопросы и не торопите его с ответом;
-
ни в коем случае не наказывайте малыша за речевые ошибки, не
передразнивайте и поправляйте только в спокойной форме, без раздражения;
- читайте ребенку больше стихотворений, которые соответствуют его возрасту;
- развивайте с малышом слуховое внимание;
- важно разрабатывать артикуляционный аппарат и мелкую моторику.