Книга включает две самые известные работы выдающегося
отечественного ученого, признанного
авторитета в области патопсихологии Сусанны Яковлевны Рубинштейн (1911—1990).
«Экспериментальные методики патопсихологии» —
методическое руководство по применению экспериментальных методик
исследования психики человека (сенсомоторной сферы, внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы). Приведено
подробное и исчерпывающее описание 34 практических методик, изложены принципы
построения экспериментальных методик патопсихологии и роль экспериментального
метода в изучении психики здоровой и отклоняющейся личности.
В работе «Психология умственно отсталого школьника»
рассматриваются своеобразие психического развития такого ребенка,
особенности познавательных процессов в формировании личности.
Книга снабжена необходимым рабочим материалом (бланки,
протоколы, цветной и черно-белый стимульный материалы), данным в приложениях.
Для психологов,
психиатров, дефектологов, невропатологов.
Понятие «состояние» в настоящее время
является общеметодологической категорией Изучение состояний стимулируется
потребностями практики в области спорта, космонавтики, психогигиены, учебной и
трудовой деятельности. В самом общем плане «состояние» обозначает
характеристику существования объектов и явлений, реализации бытия в данный и
все последующие моменты времени. Книга посвящена нормальным состояниям человека
при бодрствовании (состояние сна не рассматривается). Предназначена психологам,
физиологам, педагогам и студентам, обучающимся по специальности «Психофизиология».
В руководстве излагаются основные
принципы и методические приемы патопсихологии. Приводятся сведения о наиболее
часто применяемых методиках исследования памяти, внимания, сенсомоторики,
уровня и особенностей протекания мыслительных процессов, личностных свойств. В
разделах, посвященных вопросам патопсихологической семиотики, дается
характеристика данных, получаемых при обследовании больных шизофренией,
маниакально-депрессивным психозом, эпилепсией, олигофренией, старческим
слабоумием, пресенильными психозами (деменциями), церебральным атеросклерозом,
алкоголизмом, с последствиями черепно-мозговой травмы, пограничными
нервно-психическими расстройствами, психическими заболеваниями детского и
подросткового возраста. Обсуждаются вопросы валидности па-топсихологических
методик в нозологической психиатрической диагностике.
Для врачей психиатров, невропатологов,
наркологов, медицинских психологов, дефектологов, юристов, а также для более
широкого круга читателей, интересующихся вопросами психиатрии и психологии.
Может служить учебным пособием для студентов медицинских вузов, психологических
отделений педагогических институтов.
Клиническая
психология в настоящее время является самой востребованной обществом областью
психологической науки. Смена названия с медицинской психологии на клиническую
отражает начавшийся в последнее десятилетие процесс ее интеграции в мировую
психологию, процесс, который сопровождается дискуссиями о методах и программах
подготовки клинических психологов, а главное о том - в какой форме психологи
могут принимать участие в психотерапии. Бесспорным па сегодняшний день является
признание того, что клиническая психология должна в полном объеме входить в
программу подготовки психотерапевта.
В
настоящей хрестоматии представлены работы ведущих отечественных психологов по
проблемам клинической психологии и психотерапии, а также статьи зарубежных
авторов, посвящение психологии посттравматического стресса. Хрестоматия
предназначена для студентов, аспирантов и преподавателей факультетов психологии
и медицинских вузов.
В учебнике на основе большого фактического материала, полученного автором, сотрудниками психологического факультета МГУ и другими отечественными патопсихологами, излагаются важнейшие теоретические и прикладные проблемы патопсихологии, проведен критический анализ положений зарубежной психологии. Дается исторический обзор развития патопсихологии, большое внимание уделяется принципу построения патопсихологического исследования психически больных, роли психолога в решении диагностических, экспертных и психокоррекционных вопросов, представлена систематизация нарушений личности и познавательной деятельности.